Вебинар «Киберспорт: эффективная социальная и образовательная модель для школьников в системе дополнительного образования детей»

  • 17 июня 2021, 16:59

17 июня 2021 года в рамках проведения Городского фестиваля «Умный спорт» в Государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении города Москвы «Воробьевы горы» Отдел профессионального развития кадров провел вебинар по теме «Киберспорт: эффективная социальная и образовательная модель для школьников в системе дополнительного образования детей».

В работе вебинара приняли участие 194 человека, среди них педагоги дополнительного образования, тренеры-преподаватели, педагоги-организаторы, методисты, инструкторы-методисты, специалисты управленческого звена.

Выступление на вебинаре Гураль Оксаны Николаевны, Директора научного департамента Федерации компьютерного спорта России, позволило познакомится с видом спорта «Компьютерный спорт» (киберспорт, электронный спорт (англ. esports), который является видом соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и (или) видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с

человеком или команды с командой. То есть киберспорт – это не соревнование человека с компьютером, это именно соревнование человека с человеком или команды с командой, где компьютер выступает в роли спортивного инвентаря, а игра обеспечивает виртуальное пространство и правила состязания.

В соответствии с Приказом Министерства спорта РФ от 16.03.2017 №183 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта». был сделан важный шаг к возможности проведения в России официального чемпионата страны, появлению разрядов и званий по компьютерному спорту, дальнейшему развитию киберспортивной инфраструктуры. Также в соответствии с данным приказом в России были официально признаны четыре дисциплины: стратегии реального времени (RTS), боевые арены (MOBA), технические симуляторы (игры, симулирующие управление какой-либо техникой) и соревновательные головоломки (на данный момент представлены коллекционной карточной стратегией Hearthstone). По мнению Гураль Оксаны Николаевны, в процессе занятий киберспортом обучающимися в зависимости от дисциплины при игре в «боевую арену» или «стратегию реального времени» развиваются стратегическое мышления и скорость реакции, в любых командных дисциплинах – командное взаимодействие и лидерские качества, в «соревновательных головоломках» –тоже стратегическое мышление, умение просчитывать ситуацию. Конечно, как в любом спорте, в киберспорте закаляется воля к победе, умение признавать и прорабатывать свои ошибки, с уважением относиться к соперникам и учиться у них.

Также определен возраст, с которого мы рекомендуем приступать к занятиям компьютерным спортом: с 14-ти лет. Однако в перспективе ближайших нескольких лет возможно будет предложить качественную программу обучения детей уже с младшего школьного возраста (безусловно, в полном соответствии с нормами законодательства, защищающими детей от потенциально опасной информации).

Параллельно с этим планируется открытие секций, так как без них сложно представить себе полноценное развитие спортивной инфраструктуры. Несмотря на все преимущества онлайн-обучения, занятия с преподавателями представляют собой большую ценность. Кроме того, любая секция способствует возникновению команд и росту соревновательного духа. Также секция помогает сформировать основу любого спорта – систему тренировок.

На представленном вебинаре Вишневский Савва Григорьевич, руководитель отдела развития компьютерного спорта (киберспорта) Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Министерства просвещения РФ, раскрыл основные подходы к развитию компьютерного спорта в образовательных организациях. Федерация компьютерного спорта России уделяет большое внимание образовательному аспекту в вопросах получения дополнительных профессиональных компетенций педагогами, проявившими интерес к организации учебно-тренировочных занятий, разработки дополнительных общеразвивающих программ в системе дополнительного образования детей, получения знаний об организации судейства на спортивных соревнованиях. Для решения этих задач разработали специальные 6-часовые курсы для судей, регулярно проводятся семинары и вебинары, после которых возможно прохождение аттестации судьи. На базе ГБОУ ДПО «Московский центр «Патриот.Спорт» города Москвы организованы курсы повышения квалификации для педагогов, работающих в образовательных организациях города Москвы.

В процессе освоения программы по киберспорту обучающиеся получают компетенции в профессии «компьютерный инженер», которая определенна рынком труда как самая востребованная профессия. Также в программу включены
теоретические занятия, практическая часть, анализ ошибок и элементы отдыха, поддержание общей физической подготовки, оборудование рабочего места киберспортсмена.

Участвуя в соревнованиях, по мнению Вишневского Саввы Григорьевича, ребята учатся работать в команде и быть целеустремленными, развивают тактическое мышление и ряд важнейших навыков: скорость принятия решений, реакцию, усидчивость. Благодаря интеллектуальным видам спорта школьники прокладывают дорогу к профессиям будущего: архитектор умного дома, оператор беспилотника, специалист по поиску уязвимостей, художник виртуальной реальности, разработчик нейронных сетей. Стриминговые сервисы и онлайн-материалы представляют сегодня отличные возможности для обучения, «спортивное оборудование» также является вполне доступным, что хорошо видно по числу и активности участников таких соревнований.

Используя современные информационные технологии и электронные ресурсы на сайте resf.ru Федерации компьютерного спорта России, педагоги, проявившие интерес, могут зарегистрироваться как участники программы «Киберспортсмен ФКС России».

Слушатели вебинара задали много вопросов спикеру, что говорит о заинтересованности в данной теме и желании получить конкретные ответы на вопросы, что и было предоставлено в большинстве случаев.

Материалы спикеров:

Презентация "Киберспорт: эффективная социальная и образовательная модель для школьников в системе дополнительного образования детей"

Презентация "Создание интерактивного модуля для урочной и внеурочной деятельности по компьютерному спорту"Создание интерактивного модуля для урочной и внеурочной деятельности по компьютерному спорту"

Ссылка на опрос, который нужно пройти в срок по 01.07.2021 г. для получения сертификата.