Резолюция I всероссийского съезда учителей физической культуры 13-14 декабря 2017 года, г. Москва

  • 27 марта 2018, 09:32

Резолюция I всероссийского съезда учителей физической культуры 13-14 декабря 2017 года, г. Москва (с дополнениями и предложениями, поступившими от участников Съезда)

В I всероссийском съезде учителей физической культуры (далее – Съезд), состоявшемся в Министерстве образования и науки Российской Федерации и организованным ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», приняли участие: представители органов законодательной власти Российской Федерации, всероссийских федераций по видам спорта, олимпийские чемпионы, заслуженные работники в области физической культуры и спорта, представители физкультурно-спортивной общественности, учителя физической культуры общеобразовательных организаций, специалисты методических центров и объединений, представители региональных органов государственной власти в сфере образования, заинтересованных министерств и ведомств, ФГБУ "Российская академия образования", организаций высшего образования и профессионального образования в области физической культуры и спорта, региональных центров дополнительного образования детей, общественных и некоммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности (всего 253 специалиста в области физической культуры и спорта из 61 субъекта Российской Федерации). В ходе реализации программы Съезда обсуждались вопросы развития учебного предмета «Физическая культура» и его роли в воспитании гармоничной личности обучающегося, проект Концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы (далее - проект Концепции); рассмотрены варианты интеграции общего и дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности; акцентировано внимание на важных аспектах обеспечения безопасности при занятиях физической культурой и спортом в образовательных организациях, подготовки педагогических кадров физкультурно-спортивного профиля; выявлены проблемы инфраструктурного, материально-технического и медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности в общеобразовательных организациях, психолого-педагогического сопровождения обучающихся при занятиях физической культурой и спортом, пр. В рамках работы тематических секций Съезда познакомились с региональным опытом организации работы школьных спортивных клубов, педагогическим мастерством учителей физической культуры, инновационными подходами к организации урока «Физическая культура» и внеурочной деятельности данного направления, в том числе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также приняли участие в мастер-классах под руководством специалистов из различных всероссийских спортивных федераций, разработавших примерные рабочие программы по физической культуре для общеобразовательных организаций на основе соответствующих видов спорта. В рамках пленарного заседания Съезда, а также выступления коллег на тематических секциях, присутствующие отметили важность и своевременность организации работы по обновлению содержания, форм и технологий физкультурно- спортивного образования в Российской Федерации; необходимость совершенствования нормативно-правового, организационно-методического, информационного, материально- технического, кадрового и медицинского обеспечения физкультурно-спортивной деятельности общеобразовательных организаций страны, укрепления важнейшей составляющей урока «Физическая культура» – безопасности. Участники Съезда одобрили проект Концепции и выразили уверенность, что ее реализация будет способствовать решению первоочередных задач, стоящих перед педагогическим сообществом по воспитанию духовно - нравственного и культурного, физически подготовленного, здорового и высокообразованного подрастающего поколения страны. На Съезде также были заслушаны отчёты и доклады о деятельности общественных организаций различной юридической принадлежности, чья деятельность связана с развитием физкультурно-спортивного воспитания детей и подростков, в том числе объединений профессионального сообщества учителей физической культуры федерального и регионального уровня. При этом была отмечена необходимость создания инициативной, работоспособной общественной структуры, которая должна стать координационным органом по оперативной трансляции в образовательное пространство общеобразовательных организаций России государственных стратегических указаний и распоряжений в части совершенствования физкультурно-спортивной работы с обучающимися, по решению важных и актуальных проблем развития урока «Физическая культура» и внеурочной деятельности соответствующей направленности, оказанию помощи субъектам Российской Федерации в реализации правовых, организационных, кадровых, содержательных, научно-методических, мотивационных и материально- технических вопросов модернизации данной области образования. В то же время участники Съезда выразили озабоченность отсутствием в настоящее время механизма по экспертному сопровождению процесса развития учебно- методической базы учебного предмета. Подробно обсудив вышеперечисленные вопросы, участники Съезда считают необходимым предложить: 1. Министерству образования и науки Российской Федерации продолжить работу: - по утверждению проекта Концепции и разработки плана мероприятий по ее реализации; - внесению изменений в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего, основного общего, среднего общего образования с учетом положений проекта Концепции; - совершенствованию организации всероссийской олимпиады школьников по физической культуре; - совершенствованию системы оценки качества работы учителей физической культуры, в том числе, системы их аттестации с учетом единых критериев для педагогических работников в области физической культуры; - развитию проекта «Российская электронная школа» в части учебного предмета «Физическая культура»; - по дальнейшему эффективному сотрудничеству с Министерством спорта Российской Федерации по реализации социально-значимых мероприятий – Всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников «Президентские состязания», «Президентские спортивные игры», Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!». 2. ФГБУ«Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания»: - внести в Минобрнауки России предложения: по организации работы общеобразовательных организаций по оснащению спортивным оборудованием, имеющим сертификат соответствия; о дополнениях в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» в части уточнения требований к профессиональным (специальным) компетенциям, необходимым для выполнения трудовых функций в образовательной организации в области физической культуры, в том числе по адаптивной физической культуре; по вопросам совершенствования качества и эффективности медицинского контроля за уровнем физического развития и состоянием здоровья обучающихся при занятиях физической культурой и спортом; предложения по дополнениям и изменениям в Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений, одобренный экспертным советом по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации (протокол от 5 апреля 2012 года № 4) в части количественных норм оборудования по различным видам спорта в соответствии с наполняемостью классов (спортивных секций школьного спортивного клуба), иными характеристиками; - разработать механизм сбора статистических данных и создания соответствующего Перечня об объектах спортивной инфраструктуры в общеобразовательных организациях Российской Федерации (количество и размеры спортивных залов, объектов открытой инфраструктуры); - разработать методические рекомендации: по обновлению содержания учебного предмета «Физическая культура» с учетом утверждения изменений в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по формированию у обучающихся общеобразовательных организаций культуры собственной безопасности при занятиях физической культурой и спортом; о разработке Положения о физическом воспитании в общеобразовательных организациях; - разработать примерную рабочую программу (модуль) по учебному предмету «Физическая культура» в части формирования у обучающихся антидопингового мировоззрения», а также методические рекомендации по её реализации для учителей физической культуры; - разработать и утвердить в установленном порядке проект новой редакции Правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях; - внести предложения о создании всероссийской ассоциации учителей физической культуры, как координационного органа по трансляции стратегических государственных акцентов в части модернизации учебного предмета «Физическая культура» и осуществления контроля и помощи регионам по их реализации; - рассмотреть возможность организации очередного Съезда учителей физической культуры на территории Ленинградской области. 4. Региональным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в сфере образования: - рекомендовать разработку и утверждение региональных планов (программ) по реализации положений Концепции по итогам ее утверждения; - разработать ряд мер по минимизации рисков травматизма и несчастных случаев при занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях, в том числе по причине неисправного или устаревшего оборудования; - предусмотреть средства из регионального бюджета на развитие физкультурно- спортивной инфраструктуры общеобразовательных организаций и приобретение (обновление, пополнение) современного школьного спортивного инвентаря и оборудования; - определить административные механизмы по использованию обучающимися общеобразовательных организаций (на безвозмездной основе) ресурсов физкультурно- спортивных и иных организаций различной социальной направленности и юридической принадлежности в целях расширения интегративных, инфраструктурных и материально- технических возможностей при реализации программ по учебному предмету «Физическая культура», а также популяризации здорового образа жизни и формирования у обучающихся антидопингового мировоззрения; - продолжить работу по развитию сети школьных спортивных клубов в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации; - способствовать организации в регионах государственно-частного партнерства и сетевого взаимодействия для решения задач материально-технического обеспечения предмета «Физическая культура», а также организации для обучающихся практик и цикла «профессиональных проб» физкультурно-спортивной направленности; - совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования руководителей и педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность в школьных спортивных клубах, с учетом организации постоянно действующего муниципального семинара по обсуждению научных и учебно- методических вопросов по внедрению инновационных предложений в содержание физкультурного образования общеобразовательных организаций (примерно 1 раз в месяц), проведения серии мастер-классов, транслирующих лучший опыт педагогических работников по реализации образовательных программ адаптивной физической культуры, по подготовке обучающихся, проявляющих выдающиеся способности в сфере физической культуры и спорта, пр., организации курсов повышения квалификации для педагогических работников, занятых в деятельности школьных спортивных клубов (дополнительно для руководителей ШСК - по тематике менеджмента и маркетинга); региональных и муниципальных особенностей и приоритетов в области физической культуры и спорта в процессе реализации дополнительных профессиональных программ (повышение квалификации).