Научное исследование «Влияние занятий JD на процессы регуляции функционального состояния школьников»

  • 23 октября 2018, 13:12

Научное исследование «Влияние занятий JD на процессы регуляции функционального состояния школьников»

В научном эксперименте участвует 5 школ - 412 школьников
Опорными экспериментальными площадками стали ГБОУ "Школа № 1288 имени Героя Советского Союза Н.В. Троян", ГБОУ "Школа № 1795 "Лосиноостровская", ГБОУ "Школа № 982 имени маршала бронетанковых войск П.П. Полубоярова", ГБОУ "Школа № 281" (Москва) и МОУ Средняя общеобразовательная школа № 27 муниципального городского образования Люберцы (МО). В течении трех месяцев школьники (n-412) занимались JD с подготовленными методистами, а временный научный коллектив проводил инструментальные исследования до, в процессе и после педагогического эксперимента.

Психофизиологическое и медико-биологическое тестирование было направлено на выявление изменений в организме школьников в ходе эксперимента. Для этого использовался следующий инструментарий:

АПК «Биомышь» - оценка функционального состояния организма и его адаптационных возможностей проводилась с использованием метода анализа вариабельности сердечного ритма. Регистрируются показатели, характеризующие процессы регуляции активности сердечно-сосудистой системы.

КДК «Эффектон» - баланс процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе оценивался на основе реакции на движущийся объект. Время реакции на движущийся объект является сложным пространственно-временным рефлексом. Процедура: школьник должен остановить движущийся объект в указанной ему точке. Инструментарий – компьютерный диагностический комплекс «Эффектон».

АПК «Спортивный психофизиолог», кистевой динамометр - оценка дифференцировочной чувствительности и тонкой межмышечной координации.

Плюриметр - оценка подвижности суставов. Определяется по величине возможного отклонения от естественного положения конечности. Рассматривали подвижность тазобедренного сустава, плечевого сустава и шейного отдела позвоночника.

Проведенное исследование позволяет положительно оценивать использование киберспортивного танцевального симулятора в ходе занятий физической культурой в школе.

В конце эксперимента интерес и мальчиков, и девочек к урокам физкультуры вырос. При этом у мальчиков наблюдаемый рост более сдержанный, и составил только 5%, а у девочек позитивные изменения значительно больше и составили в целом 21%. В то же время число мальчиков, желающих полностью изменить содержание уроков, снизилось на 30%, а девочек на 23%. Одновременно с этим в 2-2,5 раза увеличилось число детей, совсем не желающих изменить содержание уроков.

Перед экспериментом функциональное состояние школьников характеризовалось нарушением баланса активности симпатического и парасимпатического отделов нервной системы, в основном, в сторону преобладания парасимпатических влияний, в отдельных случаях повышенной централизацией управления ритмом сердца, напряжением функционирования системы регуляции, состоянием дистресса. В ходе эксперимента произошло снижение централизации и усиление автономного контура регулирования, возросла активность симпатического отдела нервной системы, соотношение активности симпатического и парасимпатического отделов стало более сбалансированным, что привело к оптимизации функционального состояния и адаптационных процессов организма школьников. После эксперимента у учащихся всех школ отмечается оптимальная степень симпатического доминирования и связанная с этим энергетическая мобилизация организма.

После эксперимента уровень непродуктивной нервно-психической напряженности у школьников, участвующих в эксперименте, снизился во всех школах. У учащихся стала преобладать установка на активную деятельность, повысилась стрессоустойчивость и работоспособность.

В ходе эксперимента у школьников произошли положительные изменения в подвижности тазобедренных и плечевых суставов, а также шейного отдела позвоночника. При этом наибольшие изменения произошли в уровне подвижности плечевых суставов, а также в гиперэкстензнии обоих тазобедренных суставов. Кроме того, были получены данные о сглаживании асимметрии двигательных действий у школьников к концу эксперимента.

В ходе эксперимента воспроизведение школьниками пространственных характеристик движения улучшилось на 29%, воспроизведение силовых характеристик движения улучшилось на 16%, воспроизведение временных характеристик движения улучшилось на 28%, способность сохранять устойчивость положения тела в разных условиях улучшилась на 25%.

В целом, проведенное исследование показало положительное влияние занятий физической культурой с использованием киберспортивного танцевального симулятора Just Dance на психоэмоциональную и мотивационную сферу школьников, их функциональное состояние и координационные способности.