​24 декабря 2018 года на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утверждена Концепция преподавания учебного предмета «Физическая культура» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.

  • 25 декабря 2018, 15:25

Физическая культура является неотъемлемой частью культуры человека. Учебный предмет «Физическая культура» представлен на всех ступенях школьного образования и является универсальным средством формирования разностороннего развития личности. На современном этапе преподавание учебного предмета «Физическая культура» должно быть выстроено системно и качественно, с учетом личностно-ориентированного обучения, разнообразия методических подходов, обновления научно-педагогических и образовательных практик.

Созданная Минобрнауки России рабочая группа по разработке Концепции модернизации содержания и технологий преподавания предмета «Физическая культура», проделала большую работу (Приказ Минобрнауки России от 4 марта 2016 г. № 191; руководитель - Роднина Ирина Константиновна, ответственный секретарь – Федченко Николай Семенович).

В рабочую группу вошли ведущие учителя-практики, представители Государственной Думы и Общественной палаты Российской Федерации, руководители департаментов министерств образования, спорта, здравоохранения, профильных вузов, научных организаций, всероссийских спортивных федераций (из 35 человек – 20 имеют научные степени и звания в области педагогики, социологии, медицины, биологии, юриспруденции, истории). В соответствии с утвержденным планом-графиком на заседаниях рабочей группы (протокол №1 от 23 марта 2016 года, протокол №2 от 25 октября 2016 г.) проведен анализ современного состояния учебного предмета как в системе физического воспитания, так и в системе образования в целом; определены цели и задачи Концепции, приоритетные направления развития учебного предмета; подведены итоги мероприятий по обсуждению проекта Концепции; проведен анализ предложений от субъектов РФ. В период с декабря 2016 по январь 2017 г. поведено 4 заседания редакционной группы.

После заочного голосования членов рабочей группы (протокол №3 от 29 марта 2017 г.; приняло участие 29 членов рабочей группы (28 голосов -согласовано, 1 – не согласовано) проект Концепции направлен для профессионального общественного обсуждения на сайте http://edu.crowdexpert.ru/.

Мероприятия по обсуждению проекта Концепции:

  • Совет по вопросам развития физического воспитания в системе образования Российской Федерации (15 июня 2016 г.) -более 50-ти предложений;
  • Форум «Физическая культура - образование будущего» в рамках VI Международного конгресса учителей физической культуры (г. Петрозаводск, Республика Карелия, 23-26 июня 2016 г.): представлена презентация по разработке Концепции; проведено анкетирование 200 учителей физической культуры из 30 субъектов Российской Федерации;
  • Экспертный семинар по предмету «Физическая культура» в РАО (20 июля 2016 г.) – 60 чел. - предложения для целевых групп (Минобрнауки России; региональных органов управления образованием; ассоциаций учителей-предметников; руководителей общеобразовательных организаций);
  • проведение РАО в 2016 году комплексных исследований содержания и технологий обучения по предмету «Физическая культура» (в рамках реализации проекта «Исследования по созданию инновационного образовательно-методического обеспечения в условиях реализации концепций по предметным областям») -анкетирование педагогов на ресурсе www.predmetconcept.ru (более 800 респондентов из 57 субъектов РФ);
  • проведение ФГБУ «ФЦОМОФВ» анкетирования по организации, программно-методическому обеспечению урочной и внеурочной деятельности предмета -53 региона РФ;
  • профессионально-общественное обсуждение и экспертная оценка подготовленного рабочей группой к 5 августа 2016 года проекта Концепции (письмо от 11 августа 2016 года №08-1637). Форматы обсуждения: круглые столы, педагогические марафоны, секций с учителями ФК в рамках августовских педсоветов, дистанционное обсуждение на региональных сайтах институтов развития образования – 63 региона РФ;
  • обсуждение предложений, замечаний членами рабочей группы на специально открытой электронной почте koncept_fk@mail.ru и почте ФГБУ «ФЦОМОФВ» fcomofv@mail.ru (более 100 предложений и дополнений).

Все предложения, поступившие из регионов России, проанализированы, сгруппированы по тематике. Актуальные позиции учтены в проекте Концепции. Часть представленных предложений не вошли в проект, т.к. они отрегулированы уже существующими нормативными актами. Наиболее актуальная версия проекта Концепции была направлена на заключительный этап - профессиональное общественное обсуждение на сайте http://edu.crowdexpert.ru/ «Общественная экспертиза нормативных документов в области образования» (11 апреля - 10 мая 2017 г.)Всего за период проведения Общественных консультаций: просмотров — 74 348; зарегистрированных пользователей - 1 851; предложений — 493, комментариев — 298; оставлено голосов- 1 823.

Заключительные обсуждения прошли в октябре/декабре 2017 года:

- в РАО в рамках Всероссийской Конференции по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов: проведение секции «Физическая культура» (более 60 человек);

- в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Комиссии Общественной палаты по физической культуре и популяризации здорового образа жизни проведены общественные слушания на тему: «Обсуждение «Концепции модернизации предмета «Физическая культура» в Российской Федерации»;

- в рамках I всероссийского съезда учителей физической культуры (250 чел).

По итогам проведенных организационных мероприятий проект Концепции представляет собой документ, который достойно оценили руководители и учителя физической культуры, особо отметили его структурность и содержательное описание разделов. 97% участников обсуждения отметили, что предложения по модернизации представлены подробно и подчеркнули, что в данном проекте раскрыты актуальные направления, которые решат проблемы по предмету, с которыми учителя в школах сталкиваются ежедневно. Активность обсуждения проекта Концепции была высокой.

Целью Концепции является повышение образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала физической культуры в соответствии с социальными запросами общества.

Основные направления реализации Концепции должны обеспечить: научно-обоснованный подход в обучении и преподавании предмета, единообразие образовательного пространства, преемственность, развитие кадрового потенциала, информационных и мотивационных ресурсов, усиление взаимосвязи физической культуры с программами воспитания и социализации и многое другое.

В перспективе реализация Концепции обеспечит:

- высокий уровень физкультурного образования в процессе преподавания и изучения предмета «Физическая культура»;

- содержательную основу для дальнейшего совершенствования ФГОС и примерных основных образовательных программ общего образования в части физической подготовки и воспитания обучающихся, а также сохранения здоровья и пропаганды занятий физической культурой и спортом;

-обновление содержания образовательных программ по физической культуре на уровнях начального, основного и среднего общего образования;

-обновление научно-методического обеспечения и материально-технического оснащения предмета, внеурочной деятельности школьных спортивных клубов;

- повышение кадрового потенциала физкультурно-спортивной направленности;

- обеспечение обучающимся мотивации к регулярным занятиям ФК и С и ведению здорового образа жизни;

-изменение общественного мнения к роли и значимости физической культуры в оздоровлении и воспитании молодежи.

24 декабря 2018 года декабря на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утверждены шесть новых концепций преподавания учебных предметов: «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Физическая культура», а также предметные области «Искусство» и «Технология». По итогам заседания все проекты концепций одобрены большинством голосов.

К разработке этих концепций была привлечена широкая педагогическая и научная общественность из всех регионов страны. Я искренне благодарю всех руководителей и членов рабочих групп, а также всех, кто принимал участие в обсуждении и доработке концепций, – сказала О. Ю. Васильева.

Всего в процедурах обсуждения проектов концепций приняли участие более 150 тысяч человек.

С докладом на заседании Коллегии выступила заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина. Она пояснила, что «концепции позволяют систематизировать ключевые идеи, выработанные для понимания направления развития учебных предметов и предметных областей, и достичь намеченной цели».

Заместитель Министра подчеркнула, что во всех предложенных к рассмотрению концепциях учтены направления развития не только содержания и технологий урочной деятельности, но и внеурочной работы, системы дополнительного образования, программы воспитания и социализации учащихся.

Все проекты концепций носят практико-ориентированный характер, в том числе учитывают актуальность использования современных информационных технологий, – резюмировала Т. Ю. Синюгина.

Т. Ю. Синюгина также сообщила, что разработка концепций продолжится и в 2019 году. По итогам этой работы в системе образования будут утверждены и реализовываться 20 концепций – 19 по учебным предметам и предметным областям, а также концепция преподавания на уровне начального общего образования.

https://edu.gov.ru/press/942/shest-novyh-koncepciy-uchebnyh-predmetov-i-predmetnyh-oblastey-utverdili-chleny-kollegii-minprosvescheniya-rossii/