Всероссийская Конференция по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов (предметных областей): русский язык и литература, история, география, обществознание, физическая культура, технология, искусство

О ПРОВЕДЕНИИ СЕКЦИИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

в рамках Всероссийской Конференции по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов (предметных областей): русский язык и литература, история, география, обществознание, физическая культура, технология, искусство

2-3 октября 2017 года в Российской академии образования состоялась Всероссийская Конференция по результатам мониторинга реализации концепций учебных предметов (предметных областей). Первый день работы Конференции, 2 октября, был посвящен секционным заседаниям по заявленным в теме Конференции учебным предметам, в том числе по учебному предмету «Физическая культура».

Участниками секции «Физическая культура» (далее – секция) стали специалисты ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» Минобрнауки России и Российской академии медицинских наук, представители субъектов Российской Федерации, региональных методических центров, занятые в сфере образования физкультурно-спортивной направленности, педагогические работники образовательных организаций высшего образования и учителя физической культуры общеобразовательных организаций, представители всероссийских спортивных организаций и Олимпийского комитета России, представители общественно-профессиональных сообществ и некоммерческих организаций.

Всего - более 60 человек.

За основу Программы и содержания работы секции был принят проект Дорожной карты по реализации Концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации (далее – Концепция). Рассматриваемые вопросы были соотнесены с разделами Дорожной карты и направлениями реализации Концепции. Они касались и обновления программно-методического обеспечения и совершенствования спортивной материально-технической базы в школах, и укрепления кадрового потенциала, и использования на уроках физической культуры инновационных интерактивных технологий типа сенсорных визуализаторов, и обновления системы оценивания и многих других актуальных тем.

Полный анализ работы, проделанной по разработке проекта Концепции, характеристику её поэтапного алгоритма и системного подхода, большой вклад субъектов Российской Федерации в содержание основных направлений проекта в ходе его всероссийского обсуждения, перспективу внедрения и реализации Концепции на площадках общеобразовательных организаций страны представил в своём установочном докладе Федченко Николай Семёнович, директор «Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания», ответственный секретарь рабочей группы Минобрнауки России по разработке Концепции по модернизации учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации, к.п.н.

Одним из главных вопросов, который оказался в центре внимания участников секции, стал вопрос о совершенствовании нормативно-правового поля физического воспитания детей и подростков в школах России и законодательных инициативах в данной области. Его осветила Цыганкова Ольга Дмитриевна, директор АНО «Международная Академия спорта Ирины Винер», член Общественного совета при Минобрнауки России, член Экспертного Совета при Правительстве России.

Совершенствование программного и учебно-методического обеспечения, системы оценивания, технологических подходов в работе с обучающимися. Это те составляющие, без которых в принципе не может идти речь о любом учебном предмете. Физическая культура – не исключение. Об этом говорили много и конструктивно, делились опытом, вносили предложения и дополнения в Дорожную карту реализации Концепции:

Широбоков Борис Аркадьевич, руководитель отдела инновационных проектов ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания», - на примере внедрения проектов «Самбо в школу» и интеллектуальных видов спорта рассказал об опыте по расширению диапазона образовательных услуг физкультурно-спортивной направленности в школах, – проблемах и ресурсах;

Жеребко Дениса Станиславовича, вице-президент Ассоциации гольфа России, - представил опыт и программно-методические ресурсы всероссийской спортивной федерации по внедрению в школы вида спорта гольф;

Дегтярёв Евгений Анатольевич, заместитель директора по учебно-методической работе ГОБЦУ «Московская областная школа-интернат естественно-математической направленности «Физтех-лицей имени П.Л. Капицы», - внес реальные предложения по созданию рейтинговых систем оценивания результатов обучающихся с позиции повышения у них мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Применение такой системы в физтех-лицее имени П.Л. Капицы уже приносит положительные результаты;

Шамаева Галина Ивановна, учитель физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа «Технологии обучения» и Скаржинская Елена Николаевна, заведующий магистратуры ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры», - убедили участников секции в значимости применения на уроках физической культуры инновационных интерактивных технологий, таких например, как сенсорные визуализаторы;

Рамазанов Николай Ильич, заместитель председателя областного совета учителей физической культуры Оренбургской области, Заслуженный учитель России – убедительно аргументировал тот факт, что формирование содержания, выбор технологий и модели реализации физкультурного образования в школах необходимо осуществлять на основе (с учётом) природосообразности и социализации личности обучающихся.

Подтверждением большой значимости школьных спортивных клубов в организации внеурочной деятельности обучающихся физкультурно-спортивной направленности, в развитии массового школьного спорта, двигательной активности ребят, их мотивации к укреплению собственного здоровья через движение и здоровый образ жизни стало выступление учителя физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа Глория» Елисеева Максима Владимировича на тему «Школьные спортивные клубы, как форма личностно- ориентированной системы обучения и доступного образования».

Большую поддержку у присутствующих в зале вызвали выступления, направленные на активизацию медико-педагогического взаимодействия в рамках модернизации учебного предмета «Физическая культура».

Так, после информационного доклада Коданёвой Любови Николаевны, старшего преподавателя кафедры физического воспитания и спорта РУДН, поступило предложение дополнить содержание Дорожной карты по реализации Концепции пунктом о совершенствовании качества и эффективности медицинского контроля за организацией занятий физической культурой и спортом в школах через взаимодействие с Министерством здравоохранения Российской Федерации, а в перечне «планируемых результатов» к данному пункту предусмотреть разработку механизмов медико-педагогического взаимодействия по вопросам контроля за уровнем физического развития и состоянием здоровья обучающихся.

Актуальным в части усиления медицинской составляющей в организации физкультурно-спортивной работы в школах явилось и выступление Дежурного Леонида Игоревича, ведущего научного сотрудника ФГБУ «Центральный научно-исследовательский ин-т организации и информатизации здравоохранения» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Его тема: «Обучение первой помощи учителей физической культуры и обучающихся».

Ещё одна очень важная и наболевшая своей актуальностью тема вызвала интерес и активность участников секции, - это безопасность при занятиях физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях. Подняла тему и озвучила её с позиций неотложности решения ряда проблем в данной области, а также формирования у обучающихся культуры собственной спортивной безопасности и ответственности за личное участие в организации вокруг себя безопасного пространства жизнедеятельности - Сидорина Наталья Александровна, председатель Ассоциации организаторов социальных проектов и мероприятий «Координационный центр социальной поддержки молодёжи».

Поддержали и расширили тему безопасности Седова Анна Сергеевна, заведующий отделом комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФРАУ "ННПУЗД" Минздрава России вопросами и Чертов Александр Аркадьевич, заведующий отделом «Всероссийский научно-исследовательский ин-т стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ). Так, Анна Сергеевна акцентировала внимание присутствующих на необходимости разработки критериев оценки гигиенической безопасности организации занятий физической культурой и спортом в образовательных организациях страны, а Александр Аркадьевич – на безопасности эксплуатации школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря посредством их стандартизации и сертификации.

«О подготовке и повышении квалификации педагогических кадров в условиях современной системы физкультурного образования», - такой была тема выступления Разовой Елене Владимировне, доцента кафедры теории и методики физического воспитания и спорта государственного образовательного учреждения высшего образования Московской области «Московского государственного областного университета». Елена Владимировна затронула самые важные и проблемные вопросы по обеспечению образовательных организаций профессиональным кадровым составом, рассказала о запросах социума к современному учителю физической культуры и существующих ресурсах по совершенствованию профессиональных компетенций учителей в целях соответствия этим запросам.

В процессе обсуждения кадровых вопросов не обошли стороной и систему стимулирования и аттестации учителей физической культуры. С опытом Московской области в этой части выступила Коржукова Татьяна Юрьевна, директор Регионального координационно-методического детско-юношеского центра физической культуры и спорта Московской области.

С большим внимание участники секции отнеслись к теме: «Процесс модернизации учебного предмета «Физическая культура» глазами простого учителя», которую раскрыла Шеверницкая Марина Александровнаы, учитель физической культуры ГБОУ города Москвы «Школа №1828 «Сабурово».

О том, как сетевое взаимодействие помогает в решении проблемы нехватки школьных спортивных площадей рассказал Ерыгин Александр Александрович, Заместитель Главы администрации Жуковского р-на Калужской области.

В ходе работы секции его участники, заслушав основного докладчика и все выступления, проанализировав объем работы, которую необходимо будет провести в соответствии с проектом Дорожной карты по реализации Концепции, своим коллегиальным решением утвердили ряд дополнений в её разделы, а также поддержали инициативу Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Минробрнауки России о внесении в итоговую Резолюцию Конференции следующих предложений:

  • создать Всероссийскую Ассоциацию учителей физической культуры (консолидированное педагогическое сообщество, объединяющее профессиональный, интеллектуальный и социально-общественный потенциал специалистов физкультурно-спортивного профиля в сфере образования), как координационный орган по трансляции стратегических государственный акцентов в части модернизации учебного предмета «Физическая культура» и осуществлении контроля и помощи регионам по их реализации;
  • создать в рамках структуры Всероссийской Ассоциации учителей физической культуры общественно-экспертный совет по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных организациях Российской Федерации, как первичную ступень по подготовке предварительных экспертных заключений на материалы программно-методического обеспечения учебного предмета ФК для последующего их рассмотрения федеральным УМО по общему образованию при РАО.

В заключение работы секции её участники выразили уверенность, что реализация Концепции учебного предмета «Физическая культура» будет способствовать решению первоочередных задач, стоящих перед Российской Федерацией по воспитанию духовно и нравственно культурного, физически подготовленного, здорового и высоко образованного подрастающего поколения нашей Родины.