Вопросы и ответы

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как нам выйти из ситуации.
В течение десяти лет в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования ................. реализовались дополнительные общеобразовательные программы: на спортивно-оздоровительном этапе, на этапе начальной подготовки, на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации).
После проверки управления по контролю и надзору министерства образования,науки и молодежной политики нам сделали замечание, чтобы мы переходили на общеразвивающие программы.
Мы согласны с этим, так как по материально-технической базе не можем в полной мере выполнить требования федеральных стандартов.
Но возник вопрос о сокращение часов в неделю занятий у детей до 6 часов в неделю, что значительно повлияет на результат физической и спортивной подготовки детей. (В соответствии Приказ Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. N 1125 "Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта")
Подскажите, пожалуйста, если какая-то возможность допустить хотя бы 8 часов в неделю по общеразвивающим программам ?
Обучающиеся показывают отличные результаты по лыжным гонкам, пауэрлифтингу, баскетболу на соревнованиях регионального и всероссийского уровня. Но перейти на этапы спортивной подготовки по федеральным требованиям не имеем возможности.

Ответ: Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41, рекомендуемый режим занятии детей в организациях дополнительного образовании приведен в Приложении № 3 к СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Учитывая, что режим занятий детей, приведенный в данном Приложении № 3, является рекомендуемым, организация дополнительного образования, испытывающая необходимость в увеличении количества часов занятий в неделю, вправе разработать, утвердить и реализовывать дополнительную общеразвивающую программу по виду спорта, предусматривающую увеличение количества часов занятий в неделю до 8.


Вопрос: Здравствуйте, почему положение о проведении Всероссийских спортивных игр ШСК не согласовано с Минспортом?

Ответ: Положение о проведении Всероссийских спортивных игр ШСК не согласовано с Минспортом России в связи с тем, что данное мероприятие полностью финансируется за счет средств Минпросвещения России. В рабочую группу по подготовке и проведению игр ШСК входят представители Минспорта России, всероссийских федераций по видам спорта, включенным в программу игр ШСК.


Вопрос: Когда будет положение о проведении Спартакиады среди учреждений дополнительного образования ФСН? Спасибо!

Ответ: Проект положения о проведении "Открытой спартакиады среди обучающихся организаций дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в 2018-2019 учебном году" подготовлен в декабре 2018 г., направлен в Минпросвещение России. В связи с отсутствием финансовых средств на проведение Минпросвещением России принято решение в этом учебном году финальный этап Спартакиады не проводить. Надеемся провести Спартакиаду в следующем учебном году.


Вопрос: Будет ли восстановлена система спортивно-массовых мероприятий для обучающихся учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности?

Ответ: Минпросвещения прикладывает все возможные усилия для решения этой задачи.Так, в этом году в Единый сводный календарный план включена открытая спартакиада для обучающихся учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности (далее - Спартакиада). ФГБУ "ФЦОМОФВ" подготовлено и направлено на согласование в Минпросвещения России Положение о ее проведении, а также проработаны все вопросы по организации и проведению Спартакиады. На сегодняшний день, вопрос о проведении всероссийского этапа Спартакиады находится на рассмотрении Министра просвещения Российской Федерации.


Вопрос

Означает ли переход на новые Федеральные государственные требования, утвержденные приказом Министерства спорта РФ от 15.11.2018г. №939 перевод детско-юношеских спортивных школ с системы многолетней спортивной подготовки на кружковую работу?

Ответ

Приказом Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" расширены и уточнены задачи реализации предпрофессиональной программы.

Взамен этапов подготовки (НП, Т, ССМ) установлены уровни сложности образовательных программ (базовый и углубленный). Данная мера позволила привести новые ФГТ в соответствие со ст.11 Закона об образовании, которая предусматривает различные уровни сложности образовательных программ.

Срок обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физкультуры и спорта составляет 8 или 10 лет (6 лет для базового уровня и 2 года для углубленного уровня). Для обучающихся, ориентированных на поступление в профильные профессиональные образовательные организации, а также ориентированные на присвоение квалификационной категории спортивного судьи, может быть увеличен срок обучения ещё на 2 года.

Ранее срок освоения программ составлял, в зависимости от избранного вида спорта от 6 до 10 лет.

Также внесены изменения по основам организации образовательной и учебно-тренировочной деятельности, которые приближены к целям и задачам дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.

Пункт 12 Приказа обязывает учитывать объем соревновательной нагрузки в образовательной программе и не ограничивает участие обучающихся в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых органами управления физической культурой и спортом.

Исключены ссылки на федеральные стандарты спортивной подготовки.

Определено, что образовательная программа должна включать в том числе план воспитательной и профориентационной работы.

В приложении приведен рекомендуемый образец учебного плана по такой программе, а также учебная нагрузка (количество занятий в год по годам обучения).

Принятие новых федеральных государственных требований, позволило исключить возможность осуществления спортивной подготовки под видом дополнительных предпрофессиональных программ и дублирование наименований этапов спортивной подготовки в образовательных программах, а также синхронизировать реализацию дополнительных предпрофессиональных программ с основными целями дополнительного образования.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 34.1, и частью 6 статьи 33 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определена возможность реализации программ спортивной подготовки в учреждениях дополнительного образования.

Статьи 27 и 77 Федерального закона «Об образовании Российской Федерации» и пункт 8 приказа Минспорта № 1125 конкретизирует возможность их реализации через создание образовательными организациями специализированных структурных подразделений. Финансирование данной деятельности должно осуществляться в соответствии с классификацией расходов по разделу 1100 «Физическая культура и спорт».


Вопрос

Подскажите пожалуйста, в связи с принятием приказа № 939 от 15.11.2018 года Минспорта России, исключены этапы многолетней подготовки в ходе реализации дополнительных предпрофессиональных программ. Изменится ли оплата труда у тренеров-преподавателей ДЮСШ с процентов за каждого ребенка на почасовую?

Ответ

Вопросы введения нормативно-подушевого финансирования и сроков их реализации закреплены в Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р., и пункте 17 Плана мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г.№ 729-р.


Вопрос

Правомерно ли открыть спортивный клуб при Детско-юношеской спортивной школе и как правильно оформить необходимые документы. P.S. Школа подведомственна отделу образования. Спасибо!

Ответ

Организация работы школьного спортивного клуба регламентируется приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. N 1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов».

В соответствии с п 1. данного приказа школьные спортивные клубы могут создаваться образовательными организациями, реализующими образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального и высшего образования.



Вопрос

Просим дать разъяснения по применению приказа Минспорта России от 15.11.2018 № 939. Как перейти на новую программу? В частности, как сократить срок обучения по имеющимся программам с 10 лет до 8? Какие сроки перехода на новые программы? Текущий год, новый учебный год?

Ответ

В целях создания условий для реализации приказа Минспорта России от 15.11.2018 № 939 в настоящее время Министерством просвещения Российской Федерации рассматривается вопрос о внесении изменений в Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, в части замены этапов подготовки на уровни сложности образовательных программ.

Затем, на основании внесенных изменений в Общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования необходимо будет внести изменения в региональные и муниципальные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам и в положения об оплате труда.

После чего, организациям, реализующим дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта необходимо внести изменения в положения об оплате труда.

Вместе с тем, ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» совместно с ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» до начала нового учебного года разработают методические рекомендации по применению новых ФГТ, где Вы найдете ответы на заданные вопросы.


Вопрос: Я являюсь представителем команды «Президентских спортивных игр» из делегации.
У нас такая проблема. Нашу команду, на всероссийский этап, оправляют без медицинского работника, аргументируя это тем, что данный пункт не прописан в положении.
Добираться нам, с нашего региона в одну сторону, около трёх суток. Во время поездки, на станциях РЖД, Сотрудники полиции постоянно проверяют наличие медицинского работника. Самолет нам не оплачивают потому, что дорого. За трое суток, в поезде, детям может понадобиться квалифицированная медицинская помощь. До последнего года деньги на медработника всегда находили. Общаясь с руководителями др. делегаций знаю, что данная проблема, при выезде команд на всероссийские соревнования, встречается во многих регионах.
Не могли бы вы указать в рекомендациях к положению «Президентских соревнований» обязательное наличие медицинского работника.

Ответ: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2014 г. N 3

"Об утверждении СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей"

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. 1) ст. 5498; 2007, N 1 (ч. 1), ст. 21; N 1 (ч. 1) ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. 1), ст. 3418; N 30 (ч. 2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. 1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4079; N 48, ст. 6165) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей" (приложение).

2. Считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила:

- СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.2003 N 31 (зарегистрированы Минюстом России 09.04.2003, регистрационный номер 4397);

- СП 2.5.2775-10 "Изменения и дополнения N 1 к СП 2.5.1277-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.11.2010 N 152 (зарегистрированы Минюстом России 15.12.2010, регистрационный номер 19184).

Врио руководителя

А.Ю. Попова

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 марта 2014 г.

Регистрационный N 31731

Санитарно-эпидемиологические правила
СП 2.5.3157-14
"Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей"
(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21 января 2014 г. N 3)

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям перевозки железнодорожным транспортом организованных групп детей, находящихся в пути следования свыше 10 часов, и направлены на охрану здоровья детей и подростков при нахождении их в пути следования в пассажирских вагонах железнодорожного транспорта, а также в зданиях вокзалов на станциях отправления и прибытия.

1.2. При организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом должны соблюдаться требования настоящих санитарных правил, а также санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте.

1.3. Настоящие санитарно-эпидемиологические требования являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, участвующими в организации поездок железнодорожным транспортом к месту назначения и обратно организованных групп детей (далее - групп детей) в возрасте до 18 лет в количестве от 8 детей и более.

1.4. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора*.

II. Требования к организации поездок организованных групп детей железнодорожным транспортом

2.1. Организаторами поездок организованных групп детей железнодорожным транспортом:

- обеспечивается сопровождение организованных групп детей взрослыми из расчета 1 сопровождающий на 8-12 детей (педагогами, воспитателями, родителями, тренерами и другими) в период следования к месту назначения и обратно;

- организуется питание организованных групп детей с интервалами не более 4 часов;

- организуется питьевой режим в пути следования и при доставке организованных групп детей от вокзала до мест назначения и обратно, а также при нахождении организованных групп детей на вокзале.

2.2. Организаторами поездок организованных групп детей направляется информация в органы Роспотребнадзора о планируемых сроках отправки организованных групп детей и количестве детей по форме (Приложение N 1) не менее чем за 3 суток до отправления организованных групп детей.

2.3. У каждого ребенка, входящего в состав организованной группы детей должна быть медицинская справка об отсутствии контакта с инфекционными больными, оформленная в период формирования группы не более чем за 3 дня до начала поездки.

2.4. Посадка в пассажирский поезд больных детей не допускается. При выявлении до выезда или во время посадки в пассажирский поезд или в пути следования ребенка с признаками заболевания в острой форме данный ребенок госпитализируется.

IV. Требования к медицинскому обеспечению организованных групп детей при перевозке их железнодорожным транспортом

4.1. При нахождении в пути следования более 12 часов организованной группы детей в количестве свыше 30 человек организатором поездки обеспечивается сопровождение организованной группы детей медицинским работником или сопровождающими лицами, прошедшими подготовку по оказанию первой помощи в соответствии с установленным порядком.

4.2. При организации поездок организованных групп детей специализированным железнодорожным подвижным составом, предназначенным для целей перевозки организованных групп детей, организатором поездки обеспечивается сопровождение организованных групп детей квалифицированным медицинским работником (врачом).


Вопрос: В соответствии с приказом Минспорта России № 939 от 15.11 2018 года, утратил силу приказ Минспорта России № 730 от 12.09.2013 г. «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта и срокам обучения по этим программам».

На основании приказа Минспорта России № 939 от 15.11 2018 года «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуре и спорта и срокам обучения по этим программам», изменились этапы реализации программы, если раньше были начальный, тренировочный этап, то сейчас базовый и углубленный.

Соответственно учреждения не смогут применят при реализации предпрофессиональных программ существующую систему оплаты труда по процентам на различных этапах подготовки.

Подскажите пожалуйста:

- Сроки перехода на реализацию новых федеральных государственных требований?

- Будут ли изменения в системе оплаты труда?

- Какое время можно еще реализовывать действующие предпрофессиональные программы?

Ответ: Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, разработанным и утвержденным организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основании приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» продолжается до конца 2018-2019 учебного года.

С начала 2019-2020 учебного года необходимо начать реализовывать дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, разработанные и утвержденные организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основании приказа Министерства спорта Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

Обучающиеся, прошедшие подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, могут продолжить занятия либо, в соответствии со статьей 27 и статьей 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и пунктом 8 Приказа Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта» в структурных подразделениях по спортивной подготовке организаций, осуществляющих образовательную деятельность (при этом надо учесть, что согласно Правилам отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов (приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации»), раздел

1100 «Физическая культура и спорт» аккумулирует расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержание сборных команд, подготовку и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта, следовательно, обеспечение структурных подразделений по спортивной подготовке образовательных организаций, осуществляется по данному разделу), либо в организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

В целях внесения изменений в систему оплаты труда сейчас выполняются следующие работы:

1. Министерство просвещения Российской Федерации вносит изменения в Общероссийский базовый (отраслевой) перечень (классификатор) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам в соответствии с вступившим в силу Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования вносят изменения в региональные и муниципальные перечни (классификаторы) государственных (муниципальных) услуг, оказываемых физическим лицам и в положения об оплате труда на основании изменений в Общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам;

3. Организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта вносят изменения в положения об оплате труда на основании изменений в Общероссийском базовом (отраслевом) перечне (классификаторе) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.

Вопрос: Команда 7 раз едет от нашей области в Артек на финал Президентских игр. Дети из других школ не имеют возможности поучаствовать, поскольку в гимназии где мы учимся данное мероприятие не проводится. Прошу Вас пересмотреть Положение об играх и чтобы команды набирались от города из любой школы чтобы ребенок мог попасть. Так сделано с ГТО. Очень удобно. Любой ребенок может принять участие!

Ответ: Финал Президентских спортивных игр проводится не в Артеке, а в ВДЦ "Орленок".
В срок до 15 июня 2019 года во всех субъектах Российской Федерации (и в Костромской области, в том числе) проходят региональные этапы Президентских спортивных игр. Отчеты о проведении региональных этапов направляются в ФГБУ "ФЦОМОФВ". Проверив представленные отчеты, ФГБУ "ФЦОМОФВ" направляет в установленные сроки официальный вызов в субъекты Российской Федерации (и в Костромскую область, в том числе) на команду, указанную в отчете, как победительницу регионального этапа. На финальный этап субъектом Российской Федерации (и в Костромской областью, в том числе) в соответствии с официальным вызовом направляется команда от образовательной организации (школы) - победительница регионального этапа, а не отдельно взятый ребенок.

Вопрос: Здравствуйте ! Просматривая в сетях работу СДЮШОР ( футбол), я увидел, что многие работают в летнее время согласно вида спорта. Футбол летний вид спорта, у меня вопрос "Можно работу СДЮШОР установить согласно виду спорта ( футбол), или обязательно она должна работать с 1 сентября по 31 мая.

Ответ: Согласно приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» образовательные программы, разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (далее – Организация). Трудоемкость образовательной программы (объемы времени на реализацию предметных областей) определяется из расчета не менее чем на 42 недели в год и не менее чем на 36 недель в год по национальным видам спорта и адаптивному.

На практике трудоемкость многих дополнительных предпрофессиональных программы в области физической культуры и спорта определяется из расчета на 46 недель в год. Учебный год, начинающийся с 1 сентября из расчета на 46 недель в год, заканчивается 18 июля.

Непрерывность освоения обучающимися образовательной программы в каникулярный период обеспечивается Организацией в соответствии с частью 8 статьи 84 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в которой сказано, что для обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ и их спортивной подготовки образовательной организацией в период каникул могут организовываться физкультурно-спортивные лагеря, а также может обеспечиваться участие этих обучающихся в тренировочных сборах, проводимых физкультурно-спортивными организациями или непосредственно образовательными организациями.

Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, когда и где можно увидеть методические рекомендации как правильно написать программы и практически применить приказ 939? Интересует переход с 10 лет на 8 лет обучения, кто обучался по предпрофессиональной программе и не закончил освоение, таких учащихся отчислять, переводить или как? И множество других вопросов. Спасибо! Буду рада обратной связи.

Ответ: Министерством просвещения РФ совместно с Министерством спорта РФ разрабатываются и в скором времени будут опубликованы Методические рекомендации к Приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», которыми Вы сможете руководствоваться в своей работе.

Обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, разработанным и утвержденным организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основании приказа Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 г. № 730 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» продолжается до конца 2018-2019 учебного года.

В пункте 11. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного Приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 указано:

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Таким образом, с начала 2019-2020 учебного года необходимо начать реализовывать дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, разработанные и утвержденные организациями, осуществляющими образовательную деятельность на основании приказа

Министерства спорта Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

Обучающихся, не закончивших освоение дополнительной предпрофессиональной программы, предусматривающей этапы подготовки, необходимо перевести на соответствующий уровень сложности новой разработанной и утвержденной дополнительной предпрофессиональной программы с начала нового учебного года.

Вопрос: Имеется у вас проект дополнительной предпрофессиональной программы по любому виду спорта согласно приказа Минспорта № 939?

Ответ: Согласно приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» образовательные программы, разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Министерством просвещения РФ совместно с Министерством спорта РФ разрабатываются и в скором времени будут опубликованы Методические рекомендации к приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам», которыми Вы сможете руководствоваться в своей работе.

Вопрос: Коротко опишу ситуацию у нас в школу пришёл новый директор при прошлом директоре не каких движений в сторону спорта сделано не было и случилось так что мы не попали в проект «САМБО В ШКОЛЫ». Новый директор всем сердцем ЗА спорт! Нам хотелось бы открыть ШСК, помогите нам это сделать!

Ответ: В соответствии с Поручением Правительства РФ от 10.12.2014 г. №АД-П12-197пр. п.3.1 в субъектах РФ проводится работа по созданию в общеобразовательных организациях школьных спортивных клубов (далее – ШСК).

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. №1065 «Об утверждении порядка осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов», общеобразовательная организация может создать школьный спортивный клуб в качестве структурного подразделения образовательной организации.

ШСК, созданный в качестве структурного подразделения образовательной организации, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Порядком осуществления деятельности ШСК, уставом соответствующей общеобразовательной организации, положением о ШСК, утверждаемым в установленном уставом общеобразовательной организации порядке.

Также ШСК может создаваться в виде общественного объединения, не являющегося юридическим лицом.

ШСК, созданный в виде общественного объединения, осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях», и Порядком осуществления деятельности ШСК.

Для получения достоверной информации и учета ШСК по всем субъектам Российской Федерации, был разработан Всероссийский реестр ШСК.

После создания ШСК, вам необходимо подать данные о ШСК в региональный ресурсный центр.

В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха от 5 апреля 2019 г. № 06-339, формирование Регионального реестра ШСК осуществляют организации, на

базе которых созданы региональные ресурсные центры физкультурно-спортивной направленности.

На основании представленных материалов ФГБУ «ФЦОМОФВ» формирует Всероссийский реестр ШСК.

В целях поддержки и развития деятельности ШСК в настоящее время проводится ряд мероприятий, в которых ШСК могут принимать участие:

- Открытый заочный всероссийский смотр-конкурс на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов (проводится ежегодно Минпросвещения России совместно с Минспортом России);

- Всероссийские спортивные игры школьных спортивных клубов (проводятся очно ежегодно);

- Всероссийские форумы, фестивали, круглые столы, семинары, вебинары, где обсуждаются наиболее актуальные вопросы развития и поддержки деятельности школьных спортивных клубов, а также обсуждаются проблемы и перспективы развития ШСК.

Вся информация о мероприятиях по деятельности ШСК размещена на официальном сайте ФГБУ «ФЦОМОФВ» http://www.фцомофв.рф.

Вопрос:
1) в муниципальной ДЮСШ реализуются общеразвивающие программы дополнительного образования спортивной направленности и предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта.
- существует ли нормативно установленная зависимость наименований должностей педагогических работников и вида реализуемых образовательных программ, т.е должны ли общеразвивающие программы реализовывать педагоги дополнительного образования, а предпрофессиональные - тренеры преподаватели?
- допустимо ли общеразвивающие программы реализовывать тренерами-преподавателями?
- существуют ли нормативно-правовые акты, устанавливающие наименование должностей педагогических работников при реализации тех или иных видов программ?

2) В приложении 3 Приказа Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" определены показатели "общее количество часов в год" и "общее количество занятий в год" в зависимости от года обучения. Правильно ли мы понимаем:
- понятие "общее количество часов в год" подразумевает количество всех часов по программе: теоретических+часы тренировок?
- понятие "общее количество занятий в год" подразумевает исключительно количество тренировок?

3)в ответе на один из вопросов в разделе интернет-приемная "вопрос-ответ" Вы указывали, что: " ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» совместно с ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва» до начала нового учебного года разработают методические рекомендации по применению новых ФГТ"
- подскажите пожалуйста разработаны ли уже указанные рекомендации? где их можно посмотреть?

Ответ: В ответ на Ваше обращение отвечаем следующее. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н утвержден Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», предусматривающий возможные наименования должностей, профессий:

  • Педагог дополнительного образования
  • Старший педагог дополнительного образования
  • Тренер-преподаватель
  • Старший тренер-преподаватель
  • Преподаватель

При этом:

- наименование должности тренер-преподаватель используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта;

- наименование должности преподаватель используется в организациях дополнительного образования при реализации дополнительных предпрофессиональных и общеразвивающих образовательных программ в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).

Формулировка «общее количество часов в год» подразумевает часы теоретических и практических занятий. В соответствии с Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018г.№ 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам». План учебного процесса включает теоретические и практические занятия по предметным областям, в том числе участие в тренировочных мероприятиях, физкультурных и спортивных мероприятиях, самостоятельную работу обучающихся, формы аттестации, то есть «общее количество занятий в год» подразумевает все теоретические и практические занятия, а не только тренировочные мероприятия.

Также напоминаем, что понятие «тренировка» не предусмотрено Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.2018г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам».

Методические рекомендации к Приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» разработаны, в данный момент находятся на согласовании в Министерстве просвещения РФ и Министерстве спорта РФ.

Вопрос: Здравствуйте. Хотел узнать итоги конкурса школьный спортивный клуб,в положении написано,самостоятельно следить за обновлениями конкурса можно на вашем сайте ,но я не чего не увидел?,не обновление вообще не чего.

Ответ: Добрый день!. итоги конкурса ШСК будут подводиться в период с 16 августа по 15 сентября, согласно Положению о Конкурсе п. 8.2. Читайте внимательно Положение о Конкурсе и анонс , который размещен на нашем официальном сайте ГБУ ФЦОМОФВ в разделе Деятельность центра. Конкурсы Акции, Конкурс ШСК 2018/2019 уч. год. Там размещена вся информация по конкурсу. Сейчас продолжается регистрация на всероссийский этап конкурса и прием конкурсных материалов. Идет проверка конкурсных материалов на соответствие заявленной номинации, затем конкурсная комиссия приступает к оценке работ. Итоги будут подведены после 15 сентября. Вся информация будет размещена на сайте.

Вопрос: Здравствуйте. Можно ли 31 июля 2019 года отправить видеоролик на Всероссийский этап Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развитие массового спорта среди школьных спортивных клубов.

Ответ: Добрый день. Согласно Положению о Конкурсе ШСК, все конкурсные материалы принимаются включительно по 31 июля, 1 августа принимаем последние заявки и конкурсные материалы, 2 августа прекращается прием заявок и конкурсных материалов на всероссийский этап Конкурса ШСК в 2018/2019 уч.году. Активную ссылку на видеоролик можно разместить при электронной регистрации, либо отправить на эту эл. почту, указав субъект, номинацию, группу, название ШСК.

Вопрос: Здравствуйте, подскажите пожалуйста где можно найти таблицу оценки результатов испытаний по программе "Спортивное многоборье" (тест) Всероссийских спортивных соревнований школьников "Президентские состязания" на 2019/2020 учебный год (10 - 17 лет)?

Ответ: Вся информация на нашем сайте (ФЦОМОФВ.РФ) в разделе Президентские соревнования-Президентские состязания-нормативно-правовая база 2019 г.

http://фцомофв.рф/presidential-contest/ps2014-2015/page389/

Вопрос: Добрый день! Наша организация до сих пор реализовывала общеобразовательные программы и программы дополнительного образования по видам спорта (самбо, футбол, спортивная акробатика и т.д - по типу программ спортивной подготовки.). С 2019/2020 года переходим на реализацию интегрированных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта (с 5 по 11 класс) и дополнительных общеразвивающих программ (с 1 по 4 класс). В связи с этим возникает ряд вопросов. 1) При разработке интегрированных программ мы должны руководствоваться Приказом Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 и статьей 84 ФЗ "Об образовании". Но если их реализация возможна только с 5 класса, как успеть освоить углубленный уровень? Или в данном случае мы можем планировать к освоению только базовый уровень? 2) Как быть с детьми, которые уже учатся в 6-11 классе. На какой уровень подготовки по интегрированной программе (предпрофессиональной) их зачислить? 3) Можно ли реализовывать предпрофессиональную программу с 1 класса или только с 5? 4) Можем ли мы реализовывать программы спортивной подготовки? И если да, то это будет дополнительно к интегрированным (предпрофессиональным)? 5) При какой минимальной наполняемости групп рассчитывать оклад тренера-преподавателя?

Ответ: Возраст обучающихся должен соответствовать виду спорта (спортивной дисциплине) и заявленному уровню программы. На обучение по дополнительной предпрофессиональной программе в области физической культуры и спорта принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям данным видом спорта (спортивной дисциплиной), прошедшие тестовые испытания по контрольным упражнениям, предусмотренным дополнительной предпрофессиональной программой. Следовательно, можно начинать осваивать дополнительные предпрофессиональные программы с 1 класса, принимать обучающихся более старших классов на углубленный уровень программы при условии прохождения тестовых испытаний.

При переводе обучающихся и в целях недопущения снижения заработанной платы тренеров-преподавателей при переходе с этапов подготовки на уровни сложности программ необходимо учитывать преемственность и соответствие рекомендуемых годов обучения и примерных нормативов оплаты труда за подготовку одного занимающегося, указанных в таблице 1.

Таблица 1

Уровни сложности

Примерный норматив оплаты труда тренера-преподавателя за подготовку одного занимающегося (в процентах)

Этап подготовки

группы видов спорта

I

II

III

Дополнительные общеразвивающие программы

3

3

3

Спортивно-оздоровительный этап

Дополнительные предпрофессиональные программы

Базовый уровень

Этап начальной подготовки

Первый год

10

9

8

Первый год

Второй год

13

12

11

Второй год

Третий год

13

12

11

Третий год

Тренировочный этап

Четвертый год

15

14

13

Первый год

Пятый год

15

14

13

Второй год

Шестой год

20

18

16

Третий год

Углубленный уровень

Первый год

20

18

16

Четвертый год

Второй год

20

18

16

Пятый год

Этап совершенствования спортивного мастерства

Третий год

30

27

24

Первый год

Четвертый год

30

27

24

Второй год

Примечание. Виды спорта распределяются по группам в следующем порядке:

I группа - все виды спорта, включенные в программу летних и зимних Олимпийских игр (дисциплины), кроме игровых;

II группа - все игровые виды спорта, включенные в программу летних и зимних Олимпийских игр, а также виды спорта, имеющие спортивные международные объединения;

III группа видов спорта - все другие виды спорта (дисциплины), включенные во Всероссийский реестр видов спорта.

При разработке и утверждении нормативно правовых актов о внесении изменений в отраслевую систему оплаты труда работников образовательных учреждений осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта сохранить процент за подготовку одного занимающегося утвержденного нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Минимальное количество обучающихся в группах определяется локальным актом образовательной организации с учетом представленных рекомендаций:

а) базовый уровень не менее 10 и не более 30 человек;

б) углубленный уровень не менее 5 не более 18 человек;

в) по адаптивным программам до 15 человек.

Наполняемость групп устанавливается организацией самостоятельно с учетом специфики образовательной программы, вида спорта, года обучения и единовременной пропускной способностью спортивного сооружения.

Программы спортивной подготовки могут быть реализованы в соответствии со статьей 27 и статьей 77 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и пунктом 8 Приказа Министерства спорта РФ от 27 декабря 2013 г. № 1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в

области физической культуры и спорта» в структурных подразделениях по спортивной подготовке организаций, осуществляющих образовательную деятельность (при этом надо учесть, что согласно Правилам отнесения расходов всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2018 № 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»), раздел 1100 «Физическая культура и спорт» аккумулирует расходы на обеспечение деятельности учреждений в сфере физической культуры и спорта, содержание сборных команд, подготовку и участие в международных, всероссийских и иных спортивных мероприятиях, а также государственную поддержку развития спорта, следовательно, обеспечение структурных подразделений по спортивной подготовке образовательных организаций, осуществляется по данному разделу), либо в организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

Вопрос: Добрый день! В связи с утверждением новых федеральных требований у спортивных школ больше вопросов,чем ответов. Ранее был ответ от Вас,что "исключены ссылки на федеральные стандарты по видам спорта". При написании предпрофессиональных программ мы ориентировались на минимальный возраст для зачисления обучающихся согласно федеральным стандартам. Требования остаются такими же или мы можем для каждого вида спорта выбрать свой минимальный возраст?

Ответ: Возраст обучающихся должен соответствовать виду спорта (спортивной дисциплине) и заявленному уровню программы. На обучение по дополнительной предпрофессиональной программе в области физической культуры и спорта принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям данным видом спорта (спортивной дисциплиной), прошедшие тестовые испытания по контрольным упражнениям, предусмотренным дополнительной предпрофессиональной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией.

Вопрос: Здравствуйте! Помогите пожалуйста разобраться с таким вопросом. Приказом Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам" регламентируются уровни освоения программы: базовый (6 лет) и углубленный (2 или 4 года). Предметные области на этих уровнях одни и те же. Можем ли мы пропустить базовый уровень и начать осваивать программу сразу с углубленного уровня? Или базовый уровень является обязательным и прежде чем перейти на углубленный, дети обязательно должны освоить базовый уровень программы?

Ответ: На обучение по дополнительной предпрофессиональной программе в области физической культуры и спорта принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям данным видом спорта (спортивной дисциплиной), прошедшие тестовые испытания по контрольным упражнениям, предусмотренным образовательной программой. Следовательно, можно принимать обучающихся на углубленный уровень программы при условии прохождения тестовых испытаний, предусмотренных дополнительной предпрофессиональной программой, разработанной и утвержденной образовательной организацией.

Вопрос: Добрый день. Пожалуйста, дайте разъяснения по приказу Минспорта России от 15.11.2018г. № 939 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам". В частности, из чего складывается общий объем часов? Это: обязательные предметные области +вариативные предметные области+ самостоятельная работа +аттестация ? Либо: обязательные предметные области + вариативные предметные области, а в свою очередь эти области реализуются на теоретических и практических занятиях, при самостоятельной работе и аттестации? В учебном плане (приложении №2) все выделено отдельными пунктами. Неясно, как отразить в предложенной таблице (приложение №2) ,что при изучении обязательной и вариативной предметных областей уровней образовательной программы учебным планом предусматривается объем времени, выделяемый на самостоятельную работу обучающихся по каждой предметной области. Теоретически ясно, непонятно только как в таблице это все должно сойтись? И что конкретно подразумевается под самостоятельной работой? В моем случае тренировочный процесс рассчитан на 52 недели, из которых 42 недели - в условиях ДЮСШ,4 недели – в условиях физкультурно-спортивного лагеря,6 недель- самостоятельная работа ,в том числе работа по индивидуальным планам на период активного отдыха обучающихся и на время отпуска тренера-преподавателя. Поправьте или разъясните как будет верно. Спасибо.

Ответ: Общий объем часов в год (по наименованиям предметных областей) – это сумма часов изучения и освоения обязательных предметных областей и вариативных предметных областей.Общий объем часов в год (по формам предметной нагрузки) – это сумма часов теоретических занятий, практических занятий, самостоятельной работы и аттестации. Примерные Календарный учебный график 2019-2020 учебного года и План учебного процесса дополнительной предпрофессиональной программы базового уровня представлен в таблицах 1 и 2.Самостоятельная работа выполняется во время учебных занятий в присутствии тренера-преподавателя, она включает в себя работу с литературой, документами, протоколами, кино-, фото-, видеоматериалами, таблицами, схемами, рисунками, диаграммами, текстами и пр., обработку информации, решение задач, выполнение заданий и физических упражнений, проведение практических занятий под наблюдением тренера-преподавателя, управление группой (подача основных команд, проведение разминки, качественный показ и контроль за выполнением упражнений, исправление ошибок), изучение правил соревнований, выполнение обязанностей судьи, секретаря соревнований, использование и ремонт спортивного и специального оборудования, инвентаря и спортивной экипировки и др.

Вопрос: 1) как правильно на Ваш взгляд должна называться должность педагогического работника реализующего общеразвивающие программы спортивной направленности в ДЮСШ тренер-преподаватель или педагог дополнительного образования? Зависит ли наименование должности от того для какой категории воспитанников реализуется программа, количества часов реализации программы, места ее реализации или каких либо иных факторов?например в ДЮСШ разработано несколько общеразвивающих программ по шахматам и легкой атлетике с различным количеством часов занятий: 2часа в неделю, 3часа в неделю и 4 или 6 часов в неделю. Программы на 2 часа реализуются работниками ДЮСШ на базе учреждений дошкольного образования, программы на 3 часа рассчитаны на младших школьников и реализуются работниками ДЮСШ на базе общеобразовательных школ, программы на 4 и 6 часов в неделю рассчитаны на более старших школьников и реализуются как правило на базе помещений самой ДЮСШ либо на базе помещений школ. Соответственно уровень знаний и физической подготовки получаемых в результате освоения указанных программ существенно отличается. В таком случае правильное наименование должности педагога реализующего общеразвивающую программу по шахматам для деток 5-6 лет на базе детского сада педагог дополнительного образования или тренер-преподаватель?2) Когда ожидается согласование Методических рекомендаций к Приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» разработаны Министерством просвещения РФ и Министерством спорта РФ

Ответ: Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 года № 298н утвержден Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (http://docs.cntd.ru/document/542623974/), в котором определено, что наименование должности «тренер-преподаватель» используется при реализации дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта.Отсюда следует, что наименование должности «педагог дополнительного образования» используется при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта.Методические рекомендации к Приказу Министерства спорта Российской Федерации от 15.11.18 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам» разработаны, в данный момент находятся на согласовании в Министерстве просвещения РФ и Министерстве спорта РФ. Согласование ожидается к 15 августа 2019 года.

  • Благодарим Вас за обращения. Ваши вопросы помогут нам в дальнейшей совместной работе.